Альт — терапия

Арт-терапия, как альтернатива в работе с аддиктивным поведением на примере нарушения пищевого поведения.

Проблема зависимого (аддиктивного) поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Для человека и общества не все виды аддиктивного поведения (алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение, азартные игры, компьютерная и сексуальная аддикция, длительное прослушивание музыки, основанной на ритме, нарушение пищевого поведения, религиозный фанатизм в деструктивной секте) равнозначны по последствиям.

Аддикция – это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, то «пространство», где можно «отдохнуть» от угнетающей ситуации реальной жизни.

В основе любой аддикции лежит эмоциональная составляющая человеческой психики.

Почему же именно Арт-терапия является альтернативой в работе с аддиктивным поведением?

В нашей работе мы очень частно применяем Арт-терапию. Это наиболее мягкий метод не только работы, контакта с трудными проблемами, но и, прежде всего, установление доверительного контакта с самим клиентом.

Основные цели арт-терапии – это самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной).

Важным понятием арт-терапии является сублимация — выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творения искусства; творчество может одновременно «направить в другое русло» и выразить также чувства злости, агрессии, боли, тревоги, страха.

 

Преимущества данного метода в том, что арт-терапия:

1.      предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально — приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2.      ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры; очень хорошо в данной теме работает песочная терапия, где можно проигрывать различные ситуации с помощью фигурок, так же сама работа с песком расслабляет и работает с бессознательным. Другим отличным методом является сказкотерапия, где так же мы выбираем героев для будущей истории и взаимодействуем с проблемой с помощью других персонажей.

3.      дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии, обеннно, если совмещать Арт-терапию с гештальт подходом! Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений; В работе целью является не сам результат, как искусство, а процесс во времени «здесь и сейчас» с феноменологией клиента, а так же балансом между чувствами клиента, осмыслением его мыслей и как и в пользу чего он делает свой выбор, т.е. работа с функцией SELF;

4.      позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

5.      помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии (восприятния) и положительных чувств;

6.      способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

7.      развивает и усиливает внимание к чувствам;

8.      усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Изобразительная деятельность в индвидуальной и групповой терапии создает предпосылки для обмена опытом на вербальном и невербальном уровнях. В групповой терапии осознанию общности переживаний, ведущих к преодолению характерных для аддиктов чувств одиночества и изоляции, проработке внутриличностных конфликтов, изменению представлений о себе и других, получению нового опыта и освоению новых навыков, укреплению групповых отношений. С целью сближения участников группы и формирования взаимного доверия применяются такие техники, как кинотерапия, фототерапия, мандалотерапия, акватипия, маскотерапия, и многие другие методы творческого самовыражения.

Так же важным в работае арт-терапевта является работа с телом,то есть телесная терапия. Ведь в теле, как в зеркале, отражается весь жизненный опыт человека. Воздействуя на двигательные и дыхательные стереотипы можно изменить стереотипы поведения на уровне психики. Так с помощью телесно-ориентированных техник клиент учится видить свое тело в реальном времени, воспринимать его адекватно и принимать решения для улучшения физического состояния совоего тела, как части себя!

По мере укрепления групповых отношений и самораскрытия участников группы используются интерактивные техники, такие, как групповой, парный рисунок и скульптура, техники драматизации, телесной и танцевальной терапии, перформанс. Весьма ценным является и то, что арт-терапия стимулирует раскрытие творческого потенциала личности и активизирует ее защитно-приспособительные механизмы.

Хотелось бы в завершении поделиться несколькоми методиками, которые помогли бы больше раскрыть тему Арт-терапии и ее важность , в частности, в работе с растройствами пищевого поведения.

Одна из таких методик «Мои отношения с едой». Проводится она на основе не очень распространенной, но полюбившейся мне  тканевой терапии. Цель этой методики с помощью тактильного и визуалистического восприятия прояснить, какое же у клиента отношение к еде – к его самой главной проблеме, и далее подвести клиента к осознаванию!

Мы предлагаем  выложить картинку или инсталяцию с помощью дополнительных предметов, которые больше всего подходят, с помощью ткани — отношения своего тела и еды. Ткань мы так же просим выбрать ту, которая максимально подходит под образ. Это могут быть даже неприятные на ощуп ткани! В ходе выкладки появляются «картинки, схемы, направления», в которых зашифрована какая-то мысль, идея, информация. Затем мы диагностируем клиена с помощью арг-гештальта, в процессе которого выясняем, почему он выбрал именно этот вид ткани (отрезок, цвет, качество, лоскут, предмет или аксессуар…)? , чем он руководствовался. Где в этой композиции сам клиент? Где в этой композиции пища? Что чувствует клиент, глядя на свою картину? В каких отношениях между собой эти ткани или предметы? Насколько они нравятся клиенту? Какой смысл взаимоотношений выложен в композиции?
Если хочется, можно изменить тканевый рисунок. В завершении делимся впечатлениями и обязательно сопровождаем обратной связью от группы и самого клиента!

 

Еще одна из методик работы с растройством пищевого поведения на дальнейшем этапе терапии может быть Арт-кухня, в которой я так же работаю с применением Гештальт-подхода. Вариаций очень много, упражения, и их наполнение подбирается непосредственно каждому клиенту индивидуально или же в групповой терапии в оперделенный момент, когда динамика группы может быть направлена на продвижение и осознавание каждого инвивида группы.

Например, я предлагаю одну из таких интерпретаций, как «Я ввиде блюда». Цель данной методики в осознании себя, того, кто я и чего хочу. Как я взаимодействую с внешним миром и как мир взаимодействует со мной? Кто рядом, а кто далеко, какие качества есть у меня, на которые я могу опираться…

Клиент рисует себя в виде какого-то блюда. Затем он рассказывает историю этого блюда, каким оно видит мир вокруг себя. Арт-терапевт проясняет, зачем и для чего клиенту важно нарисовать именно данное блюдо, и какое это имеет значение? Хотелось бы клиенту что-то исправить, дополнить или даже перерисовать рисунок с блюдом. На что именно? Что нуждается в изменении,  и какие реальные действия нужно для этого сделать, чтобы блюдо получилось таким, каким действительно хотелось бы.

Использование Арт-кулинарии имеет и другое терапевническое действие, в результате которого возобновляется аппетит, а сним и жизненные силы, направленные на преодоление проблемы клиента, из подсознания на уровень осознавания мы выносим детские воспоминания или любые другие воспоминания, в которых было хорошо и спокойно, где можно опираться на свой положительный опыт  радости от еды или благодаря еде что-то достигать.

Методик, с попощью которых мы работаем, очень много! Все они интересные, динамические, простые в своем исполнении, тк не затрагивают проблему ненарямую, но очень глубинные и результативные.

 

Автор Анна Маринушкина, психолог, арт-терапевт

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

НАВЕРХНАВЕРХ