Ответственность быть свободным

(Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)


Я полагаю, что каждый должен в конце
концов стать хозяином собственной судьбы.
Артур Миллер. После падения.

«Каждое человеческое существо появляется на свет как нечто новое, еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый рождается способным выигрывать в жизни. Каждая личность, по-своему видит, слышит, осязает, изучает и думает. Каждый имеет свои индивидуальные возможности – способности и ограничения. Каждый может быть значительным, думающим, осознающим и творческим человеком – продуктивной личностью, Выигрывающим».

Так начинается книга Мюриел Джеймс и Дороти Джонгвард «Рожденные выигрыввать», и с этим трудно не согласиться. Главные черты Выигрывающего человека – это подлинное реагирование на все, что происходит вокруг как личность, как гражданин, проявляя доверие, заботу, ответственность и искренность. О каждом из этих качеств можно размышлять долго и много. Остановимся на одном – ответственности, и еще раз обратимся к нашему эпиграфу.

Как же можно стать хозяином своей судьбы? И можно ли вообще им стать? «Да, можно» – утверждают многие философы, психологи, писатели и поэты – «Если ты этого хочешь и за это берешь ответственность!», добавляют «гештальтисты».

Вот и опять это таинственное слово ответственность. Слово само по себе очень весомое и значимое, волевое и твердое, гордое и сдержанное, но очень часто его путают со словом «долг». Мне бы хотелось рассмотреть их отдельно, а также вместе с читателем поразмышлять над вопросами: сколько должно быть ответственности, за что отвечаю «я» и за что отвечают «другие», как разделять ответственность, с кем ее делить и т.д.

Почему важно ответить на эти вопросы? Давайте проведем небольшой эксперимент. Представьте себе, что Вы в единственном числе несете ответственность за все действия, поступки, высказывания людей, которые Вас окружают. Почувствовали тяжесть на своих плечах? Еще не очень? Тогда добавьте туда еще все то же самое людей, которые окружают Ваших знакомых и близких. Стало тяжелее? Дальше продолжать или не стоит? А как долго Вы сможете все это носить на своих плечах, и какое количество? Мне захотелось сразу с частью всего этого расстаться. Знаю, что долго так не смогу, заболею. А Вы?

Представим другую картинку. Ответственности никакой, сижу и жду, что скажут мне делать другие. Пусть у них болит голова, а в моей пустота. Потому что, как только какие-то мысли в ней появляются, с ними же нужно что-то делать или из-за них нужно что-то делать. (Когда пишу эти строки, чувствую себя почти младенцем). Поэтому я и сижу, жду указаний, директив, мне и так хорошо. Можно всех ругать, критиковать, быть обиженным и недовольным, не бояться сделать ошибку и многое другое. На мой взгляд, очень удобная позиция для тех, кто всего боится, хочет быть для всех хорошим и всегда поступать только правильно. Но…

Как в одном, так и в другом случае – это есть наш выбор, и ответственность за него несем мы, даже не осознавая это. В первом варианте – беру на себя и беру, даже если меня об этом не просят. Просить или просто отдавать начинают окружающие тогда, когда видят и понимают, что человеку это просто необходимо, он без этого жить не может. Почему? Спросите у себя сами об этом. Как один из вариантов ответа можно предложить следующий – хочу быть значимым для всех или хочу быть нужным. Во втором варианте – посмотрите, какой я хороший, правильный, всегда стараюсь. На самом деле, сколько людей, столько и вариантов ответов, но чаще всего они, так или иначе, подпадают под некоторые общие формы.

Если рассматривать ответственность как процесс, то следует говорить, прежде всего, о развитии личности. Ответственность выступает главным помощником в достижении автономности и зрелости. Чем старше становится ребенок, тем больше ответственности ему следует передавать в отношении построения своего жизненного пути. Как пример хочу привести отрывок из диалога с учащимся, которого мама привела ко мне на консультацию по поводу его «неуправляемого» (выражение мамы) поведения. На мой вопрос:»Кто отвечает за твое здоровье?», мальчик, не задумываясь ответил:»Мама». Самое удивительное, что мама с удовлетворением это тут же подтвердила. Сказать, что это единичный случай, не сказать ничего.

Таким образом, важно начать с осознавания, что именно и как Я это делаю. Есть еще один главный вопрос у «гештальтистом» «что я чувствую». Это и будет начало освоения собственной целостности куда входит и понятие ответственности. Целью воспитания тогда может становиться формирование ответственного (ассертивного) поведения.

Возвращаясь к зрелости, следует упредить также и чрезмерное перекладывание родителями на хрупкие детские плечи больше ответственности, чем ребенок может вынести. Такое поведение родителей может привести ребенка к неврозу или повышенной тревожности. Поэтому, важно понимать, что ответственность, как и любое другое качество, требует внимания, постепенного развития, наблюдения и изучения.

С понятием ответственность в гештальтподходе также связано и понятие самоподдержки. Зрелая и здоровая личность обладает самоподдержкой, то есть может опираться на себя, на свои представления о себе, об окружающем мире, имеет адекватную самооценку. В отличие от зрелой невротическая личность самоподдержкой не обладает, пытается получать поддержку только от других, управляя и манипулируя этими людьми, чтобы они удовлетворяли ее потребности. Перлз в книге «Гештальт-семинары» этой теме уделяет отдельно внимание.

Какие же существуют виды избегания ответственности. Прежде всего, это зависимое поведение, которое уже здесь было описано выше. Затем следует перенос ответственности. Для иллюстрации приведу пример. Однажды работая с одной из групп на курсах повышения квалификации, очень остро встал вопрос об использовании рабочего времени педагога. Мне пришлось начать рассказывать о существовании определенных законодательных актов. В какой-то момент я осознала, что началась игра в «Да, но». Эта игра очень увлекательна, если не знать, что она не имеет конца, то есть на все предложения по исправлению негативной ситуации, будет найден контраргумент, чтобы все оставить, как есть. Когда я обратила внимание участников дискуссии на этот факт, вначале было молчание, потом раздражение на меня, и только после этого резюме – хорошо не знать своих прав, потому что если знаешь, то нужно отстаивать. А какой Ваш вывод?

Еще один вид избегания – отрицание ответственности, то есть временная потеря контроля, принятие на себя роли жертвы, разнообразные поведенческие расстройства, связанные с принятием решений, осознаванием собственных потребностей, желаний, аффектация.

Тема ответственности очень тесно связана с темой свободы и демократии. Посмотрим на некоторые определения. «Демократия – это ответственность за свой выбор. Мои права кончаются там, где начинаются права другого человека». То есть, демократия – это принятие взвешенных решений для соблюдения прав каждого. Но чтобы соблюдать право каждого, этого другого необходимо слышать, видеть и принимать его «отличительность» от меня. Готовы ли мы к этому? Глядя на нашу действительность со стороны, понимаешь, как многому еще нужно учиться. Пока мы научились многие ценности декларировать и это уже замечательно. Остается все эти ценности сделать настоящими ценностями в настоящей жизни. И тогда получаются очень простые и очень сложные одновременно формулы:

- я отвечаю за выбор своего поведения, за свои поступки, действия и высказанные слова

- я отвечаю за свою жизнь и за все, что в ней происходит

- я ценю свою жизнь и все, что в ней происходит

- я ценю жизнь другого человека и все, что в ней происходит, но я не могу отвечать полностью за его жизнь, это его право

- он имеет право выбирать, как ему действовать, как поступать, что сказать.

Каждый имеет право на ту жизнь, которую он выбирает. Но и каждый несет ответственность за то, что он выбирает.

Ф.М.Достоевский называл «основной тайной природы человеческой» глубоко коренящийся в душе человека страх свободы и жажду подчинения, неверие в себя и ближнего, веру в чудо, тайну и авторитет. Б.М.Бим-Бад, продолжая эту мысль, говорит: «Свобода страшит массы, специально не подготовленные к ней, не наученные самоорганизации и самоуправлению, взаимодействию как главному фактору успеха и прогресса. Чтобы свобода не привела к самоуничтожению людей, образование должно помочь людям приобретать силу выносить страшное им своей ответственностью бремя свободы, т.е. самостоятельного выбора между добром и злом».

Закончить мне хотелось бы выдержкой из той же книги, которую я цитировала вначале.«Чтобы быть настоящим Выигрывающим, Выигрывающим не в смысле победы над кем-нибудь, всегда настаивающим на том, чтобы взять верх, а Выигрывающим в смысле ответственности за жизнь, необходимо мужество. Необходима смелость, чтобы ощущать свободу, которая приходит с независимостью, устанавливать подлинные и искренние отношения, иметь свою позицию в непопулярном деле, не скрываться за масками и ролями, рискуя вызвать неодобрение, принимать ответственность за свои собственные решения и быть неповторимой личностью, которой Вы в действительности являетесь».

Рассуждать о гештальт-подходе можно до бесконечности, говорить о его понятиях, методах, техниках. Но, на мой взгляд, не это есть главное. Главным является то, что если ты принимаешь гештальт как философию жизни, как жизненный опыт, как подарок, как потребность и как ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, то появляется ощущение жизни в тебе, вокруг тебя и с тобой. И это здорово!

Мое кредо гештальт-терапевта – будь искренним и открытым!

НАВЕРХНАВЕРХ