Развитие предпринимательской компетенции

Развитие предпринимательской компетентности в сфере психологических услуг – трудности и вызовы

 Маринушкина Елена, директор Харьковского

 института гештальта и психодрамы,

сертифицированный гештальттерапевт

и пиходрама терапевт, супервизор, тренер

Твое окружение сильнее, чем твоя воля

Роберт Киосаки

Одной из общеевропейских компетентностей является инициативность и предпринимательство, которые рекомендуется развивать на протяжении всего жизненного цикла. А карьера  рассматривается как путь профессионального развития, которым человек имеет намерение пройти в своей профессиональной жизни. Именно этот вопрос как связь карьеры и предпринимательства я бы и хотела исследовать в своем небольшом эссе.

Обычно предпринимательство ассоциируется с людьми, которые занимаются куплей-продажей, являются крупными владельцами предприятий, недвижимости и прочее. Также предпринимателями называют людей, которые задействованы в сфере услуг. Причем спектр услуг может быть очень разнообразным. Психологи и психотерапевты разных направлений также относятся к тем специалистам, которые предлагают свои услуги. Последнее время появилось большое количество услуг и для представителей данных профессий – начиная от постоянного поддержания собственного профессионализма до услуг продвижения своего бизнеса, как проекта предпринимательской деятельности. Интернет пестрит всевозможными онлайн-курсами о том, как продвигать свой бизнес, как искать своих клиентов, множество компаний предлагают нам рекламные услуги и услуги сопровождения. Казалось бы, есть все для успешного ведения собственного дела. Но, увы, судя по количеству разочаровавшихся специалистов, дело обстоит не так уж и обнадеживающе. В лучшем случае некоторые доходят, иногда «доползают» до супервизора или своего терапевта, большинство так и не начинают свою практику или разочаровано бросают эту затею после нескольких неудачных проб.

Поэтому, первое, что мне хотелось бы обозначить, это определение предпринимательской компетентности и инициативности. Инициативность и предпринимательство означают способность человека воплощать идеи в жизнь. Они, инициативность и предпринимательство, охватывают творчество, инновации, способность идти на риск, а также умение планировать действия и шаги, осуществлять их для достижения поставленных целей. Они составляют поддержку для индивидуальностей не только в их каждодневной частной и общественной жизни, но также в работе, помогая осознавать контекст своей работы и способность использовать возможности, они являются основанием для более конкретных знаний, умений и навыков, которые нужны тем, кто занимается или принимает участие  в различных видах деятельности. Они должны охватывать осознанность этических ценностей и предлагать эффективное управление своей деятельности.

Как видим, достаточно сложный и объемный процесс достижения предпринимательской компетентности. Что же стоит на пути к достижению цели? Мне бы хотелось поделиться своим опытом работы с психологами, начинающими гештальттерапевтами, которые выбрали для себя эту профессию, но по каким-то соображениям отказывают себе в этом удовольствии. Почему я использую слово удовольствие, потому что именно удовольствие в помогающих профессиях для меня есть одним из критериев психологического здоровья. Вторым очень важным критерием в работе с клиентами является, по моему мнению, удовлетворенность от баланса брать и давать, и деньги здесь имеют очень важное значение и большую роль. Третьим критерием я бы назвала способность к профессиональной рефлексии и осознаванию собственных возможностей и ограничений. Можно продолжить и дальше, но я бы хотела остановиться на этих трех, рассмотреть их с точки зрения механизмов прерывания контакта, так как удовольствие можно получить только в том случае, когда есть движение к удовлетворению своей потребности как человека, который выполняет некую профессиональную деятельность. Эти критерии также важно рассматривать с точки зрения складывающихся отношений между клиентом и терапевтом, потому что это взаимодействие дает возможность проявляться не только self клиента, но и self терапевта. Даже если реальная встреча с клиентом не случилась, self терапевта проявляется и во встрече с вымышленным клиентом.

Здесь я хочу привести примеры и более подробно их рассмотреть.

  1. «Я не начинаю работать с клиентами, так как еще не все знаю, не все умею. Я должна\должен знать ответы на все вопросы, научить их как действовать в любой ситуации, снять любые симптомы, знать волшебные универсальные слова, советы, рекомендации, чтобы клиент ушел счастливым и больше никогда не нуждался в специалистах подобного рода.» Конечно, такое высказывание не лежит на поверхности у психолога или терапевта. Это послание складывается мучительно, частями, с возгласом, что головой я все понимаю. Но куда девать другую часть «головы»,  в которой так давно и очень убедительно живут подобные убеждения, которые не дают возможность рисковать, пробовать, идти маленькими шагами и точно понимать, что я могу сейчас, что умею сейчас и что я могу дать прямо сейчас. Именно подобные прерывания не дают возможности получать разный и уникальный опыт с каждым отдельным клиентом.

Другая разновидность интроецирования состоит в том, что психолог, терапевт считает, что может начинать работать с клиентами только тогда, когда он\она здоровы, имеют полную семью, идеального мужа, послушных и успешно учащихся детей, хороший достаток, здоровых и молодых родителей, хороший карьерный рост, хорошие без конфликтные отношения с окружающими… Можно еще долго продолжать, но я остановлюсь, так как у каждого этот список может быть развернут дальше самостоятельно. На первый взгляд приведенные высказывания несколько отличаются друг от друга, но в основе имеют общее основание – стремление соответствовать чьим-то ожиданиям, убеждениям, правилам и т.д. На вопрос — откуда известно, что именно таким должен быть психолог, психотерапевт, —  сталкиваюсь чаще не с научными определениями или классификациями, а с житейскими представлениями людей или родительскими посланиями. То есть данные профессии рассматривают не как профессию-ремесло, а скорее как дар, миссию, волшебство, таинство. Но что удивительно, что уже даже выученные специалисты зачастую сами бояться разрушать подобные мифы и разочаровывать людей, которые к ним обращаются. Как результат работа или быстро прекращается или вообще не начинается при взаимном разочаровании и неудовлетворенности.

  1. Следующая группа специалистов очень часто использует проективные способы прерывания контакта, что также препятствует достижению цели быть специалистом и получить от своей деятельности удовлетворение и удовольствие. Здесь мы встречаемся часто с различного рода страхами.

«Я боюсь клиентов», «Мне страшно». Такие высказывания могут сопровождаться волнением, тревогой, замиранием, приостановлением дыхания, желание быть очень милым, соблазняющим добротой. При дальнейшем прояснении содержания самого страха начинаются разнообразные фантазии про то, какие именно могут прийти клиенты, что они страшное будут делать. И здесь, в этом месте тоже происходит некоторое расщепление – одна часть может даже улыбаться, а другая по-настоящему всему этому верит и боится. Вот тут-то бы и вспомнить, что можно и отказать, перенаправить к другому специалисту, но один страх встречается с другим – «страшно отказать, боюсь обидеть».

Еще один страх – это страх оценки. Постоянное сосредоточение на своих действиях – как я выгляжу, что  и как говорю, мне не до себя, я все время сосредоточен на том, какое произвожу впечатление на своего собеседника. И «я все время собой недоволен\недовольна, ведь я заранее знаю, что все плохо». Вот такие испуганные «зайки» могут даже при наличии собственного кабинета долго сидеть в ожидании клиентов, никак не проявляясь, скорбя о потраченном времени и деньгах на обучение.

  1. Дальше речь пойдет о тех, кто все-таки начинает свой бизнес, но в силу определенных взаимодействий с окружающей средой долго не может его продолжать, так и не достигнув своей цели.

Вначале, о тех, кто работает много, почти даром и со временем или заболевает или все бросает, объясняя тем, что  толи стало скучно, толи наступила апатия, толи разочарование в методе или вообще в психотерапии и психологии и т.п. Что же произошло? Здесь крутой замес: любовь, духовность, власть,  единство, стыд, презрение, забота, спасение – все это, действительно, находясь в противоречии и по разным полюсам, делает подобную работу невыносимой на протяжении длительного времени. А еще важно то, что часть из выше перечисленного осознается и признается, а часть нет. Это делает невозможным встречаться с реальными событиями и отношениями. Вспоминается как на одном из тренингов с социальными работниками, одна из участниц очень активно проявляла агрессию по отношению к другим участникам, которые не присутствовали в нашей группе. Она возмущалась их поведением, кричала, давала оценки, но когда я спрашивала ее, что же она к ним чувствует, она отвечала – «Самые добрые чувства!». Присутствовавшие ей сказали, что это больше похоже на злость, и тогда она заплакала, стала обвинять всех в том, что они не имеют права ее так обвинять, потому что она социальный работник и у нее вообще никогда не было и нет такого чувства, как злость и агрессия, только ДОБРО. Все в смущении замолчали, я тоже была растеряна и смущена, о чем и сообщила. Но и это не было концом. Она стала всех нас активно призывать к добрым чувствам. То есть мы все попали под ее заботу быть всегда в хорошем настроении. На следующий день все разъезжались, было завершение, и именно она сказала, что подобные «сборища», интерактивная работа, ни к чему хорошему не приводят, ничего нового НАМ не нужно(она так высказалась от имени всех). Через время я узнала, что она перешла на другую работу — инспектором. А социальных работников считала недоумением и призывала к закрытию этих должностей. Вот каким образом произошла смена — ЛЮБОВЬ – ВЛАСТЬ.

Другая категория специалистов из этой части прерывания контакта – это те, кто всегда готов оказывать помощь, заботу (как им кажется). Все права у других, у них же есть только одно право  - обслуживать права других. Не выполнить свое право на оказание помощи всем, всегда, в любое время можно только серьезно заболев. Так заканчивается  у некоторых свой профессиональный путь в помогающих профессиях.

  1. Остановлюсь еще на одной категории специалистов. Это те, которые не готовы к серьезному, глубокому освоению данной профессии. Игнорируют этические и экологические принципы, придерживаясь ранее бытующего убеждения, что раз обучившись, можно работать до конца жизни. Они отвергают инновации и развитие, тем самым теряя интерес к работе и к своим клиентам. Движение останавливается.

Вот основные причины, с которыми я чаще всего встречаюсь на обучающих группах, в супервизии, иногда в терапии, которые мешают психологам и психотерапевтам осуществлять свою предпринимательскую деятельность, как путь достижения профессиональной цели, и всего остального, что с этим связано.

Гештальт философия основана на теории поля, где говорится, о постоянном движении и изменении. А это значит, что возможности вокруг каждого из нас постоянно есть и они постоянно меняются. Нужно только решиться рисковать, пробовать, двигаться в реальности. Безусловно, это не просто, для этого нужна и смелость, и поддержка, и опора на то, что уже есть, разный свой опыт. Но это стоит того, чтобы переживать удовлетворение от своей работы и взаимодействия в отношениях с клиентом.

В конце хочу вернуться и к своему эпиграфу. Это то, что я часто говорю тем, с кем работаю, и кого учу. В этом высказывании очень много всего сконцентрировано: наша зависимость от наших убеждений и ценностей, в соединении с чувствами и потребностями могут побеждать наши устремления. Рискнем ли мы поменять выбор? Это каждый решает и делает по-своему.

Лучше и интереснее менять себя, чем профессию, но если есть ощущение, что профессия больше не развивает, меняйте профессию. Вот таким посланием мне хочется завершить свои размышления. А у меня уже сейчас возникает потребность менять свой текст, пока остановлюсь…

P.S.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

НАВЕРХНАВЕРХ